Задачи и содержание коррекционно – развивающей работы в средней группе
10.12.2025
Развитие словаря
Работать над накоплением пассивного
словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов,
прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с
окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях
общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и
формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного
усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм,
притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных
местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического
строя речи
Учить различать и употреблять
существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и
множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы
косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего
рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в
предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и
использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем
и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять
противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных
местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и
среднего рода.
Формировать умение согласовывать
числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения
из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия,
дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых
предложений однородными подлежащими сказуемыми.
Развитие фонетико – фонематической системы языка
и навыков языкового анализа и синтеза
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и
длительных ротовой выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи
(по подражанию логопеду).
Развивать ритмичность и интонационную
выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Уточнить произношение гласных звуков и
согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата,
готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и
шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной
речевой деятельности.
Работы над слоговой структурой слова
Формировать умение различать на слух
длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и
воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с
разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением
согласных.
Научить правильно передавать ритмический
рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов;
односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым
наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематических
представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза
Сформирование умение различать гласные и
согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные
звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа
и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные
А, У, О, И из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки Т, П, Н,
М, К, из ряда звуков, слогов, слов из конца и начала слов; дифференцировать
звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам (М-Н, П-Т, Б-Д,
К-Т) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала
обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Обучение элементам грамоты
Сформировать понятие буква, и
представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с гласными буквами А, У, О. И
и с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
Сформировать навыки составления букв из
палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования»
по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы,
изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду
правильно и зеркально изображенных букв.
Сформировать навыки составления и чтения
слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами,
осознанного чтения слов.
Развитие связной речи и речевого общения
Развивать умение вслушиваться в обращенную
речь, понимать ее содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику,
соответствующую интонации.
Работать над соблюдением единства и
адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств
в игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую
ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу,
задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым
описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий
описательный рассказ с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать
пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью
взрослого и со зрительной опорой.
Примерный перечень игр:
«Давай отгадаем», «Один и два», «Посмотри
и назови», «Будь внимательным», «Чего не хватает?», «Кого не стало?», «Что
изменилось?», «Кто лишний?», «У кого кто?», «Подскажи словечко», «Что перепутал
художник?», «Когда это бывает?», «Назови ласково», «Где звенит?», «Чудесный
мешочек», «Эхо», «Обезьянка», «Живые звуки», «Сосчитай-ка», «Волшебные часы».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.12.2025
Дата обновления: 11.12.2025
Дата публикации: 10.12.2025