Звуки русского языка для родителей
10.12.2025
Учимся
звуковому анализу слов
Обучение
грамоте, обучение чтению не начинается со знакомства с буквами. Буква - знак
звука или его графическое изображение. Прежде чем знакомить со знаками,
необходимо знакомить с самими звуками. Поэтому обучение грамоте начинается со
знакомства со звуками, т.е. буквенному периоду предшествует длительный
добуквенный период звукового анализа.
Упражнения
на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Итак, какие
же бывают звуки?
Звуки – это,
то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают
гласные и согласные.
Гласные
звуки (А, О, У, И, Э, Ы)
можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем
красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10
букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё
(йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные
звуки пропеть
нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки
бывают мягкими и твердыми.
Твердые
звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Чтобы детям
было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим,
твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким
характером.
- Всегда
твердые согласные: [ш] [ж] [ц].
- Всегда
мягкие согласные: [й] [ч]
[щ].
Согласные
звуки так же бывают глухими и звонкими.
Глухой звук
образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении
глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.
Часто, чтобы
различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации,
или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Звуковой
анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика
(гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).
Звуковая
схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и
звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в
слове и их характеристики
План анализа
слова:
- Выдели
голосом первый звук в слове, назови его и охарактеризуй.
- Обозначь
выделенный звук условным знаком (фишкой).
- Выдели
голосом второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
- Третий
звук и т.д.
- «Прочитай»
слово целиком по фишкам и проверь себя:
- Сколько
всего звуков в слове?
- Сколько
гласных звуков в слове?
- Сколько
согласных твердых (мягких) звуков?
Порядок
анализируемых слов
- Слова
из двух гласных (АУ)
- Слова
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ДА, )
- Слова
из трех звуков (РАК, КИТ)
- Слова
из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)
- Слова
из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
- Слова
из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
- Слова
из двух слогов (СУМКА)
- Слова
из 3 открытых слогов (СОБАКА)
Уважаемые
родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо
пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа
можно будет начинать обучение чтению.
Ваша заинтересованность
в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
Примерные
игровые задания
Игра «Поймай
звук» (выделение
заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый
называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со
слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно
поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза,
лягушка и др.)
Игра
«Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить
схему слова ДОМ.
- Сколько
звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
- Какой
первый звук в слове ДОМ? (Первый звук [Д])
- Звук [Д]
какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).
- Кружком
какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).
- Какой
второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).
- Звук [О] -
какой? (Звук[О] гласный).
- Кружком
какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).
- Какой
третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
- Звук [М]
какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).
- Кружком
какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).
Игра «Звенит
– не звенит» (на
различение звонких и глухих звуков)
Если в
начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с
колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон,
ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.12.2025
Дата обновления: 10.12.2025
Дата публикации: 10.12.2025