Развитие мелкой моторики рук для детей старшего дошкольного возраста
08.12.2025
Игры по развитию мелкой моторики рук
для детей старшего дошкольного возраста
Развитие
мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого
ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже
начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной,
костной и нервной систем организма. Наукой доказано существование связи между
развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью
у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого
раннего возраста. Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка
находится на кончиках его пальцев». Развивать мелкую моторику рукам помогают
дидактические игры.
Комплекс дидактических игр:
«Кто
скорее свернет ленту?»
Цель: развивать
моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты,
закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного
цвета.
Ход
игры:
Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем
играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок».
«Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку,
чтобы свернуть ленту. Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное
действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на
одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот,
кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту. Можно также
устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде
педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать
ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное. Усложнением
может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог
говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать,
ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел - лента
переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
«Путешествие
пальцев»
Цель: развитие и
тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук,
развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на
котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения
пальцев.
Ход
игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами
передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой
«кочки». Правила: 1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца; 2.
все пальцы должны участвовать; 3. нельзя отрывать первый палец, не переставив
другой.
«Сделай
бусы»
Цель: учить составлять
бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания
по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить
концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать
усидчивость.
Оборудование: коробочка,
разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки
разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности
нанизывания трубочек - 5шт.
Ход
игры:
детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до
3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема
последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус
и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как
следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале
просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было
собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и
короткие трубочки.
«Составь
узор или картинку из резинок»
Цель:
учить
детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук,
воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.
Оборудование: пластина, которая
выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые
стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные
банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.
Ход
игры:
детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их
на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок
можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. Вначале
учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру,
нужно взять резинку и закрепить еѐ за столбик, а дальше пальцами правой и левой
рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем
предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
«Составь
узор из спичек и палочек»
Цель: учить детей
воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую
моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу,
сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: спички в коробке;
разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники,
квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.
Ход
игры:
эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру
по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.
Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки.
Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из
палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.12.2025
Дата обновления: 08.12.2025
Дата публикации: 08.12.2025