«Конструируем с детьми дома»
04.12.2025
У
дошкольников конструирование протекает в форме творческой игры. Оно имеет
некоторые особенности: конструирование предполагает
специфические приемы обследования (умение вычленить основные части, опорные
детали, их расположение и т.д.), определенные способы действия и построения
конструкций. Различают конструирование по образцу, конструирование по условиям,
конструирование по замыслу.
Конструирование
по образцу - первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности.
Оно может быть двух типов: «элементного» и «модельного». конструирование по
образцу «элементного» типа предполагает воспроизведение из кубиков постройки по
готовому образцу, на котором хорошо видно, из каких элементов он выполнен
(кубики, пирамиды и т.д.).
Конструирование
«модельного» типа предусматривает готовый образец, но на нем не видны
составляющие его элементы, и ребенок должен воспроизвести предложенную модель
из отдельных кубиков. Расчлененный «элементный» образец целесообразно применять
лишь в самом начале овладения конструктивной деятельностью. Длительное
использование этого вида конструирования не способствует развитию творческой
деятельности ребенка. Более эффективным оказывается использование целостного,
нерасчлененного образца и образца в виде рисунка.
Конструирование
по условиям предусматривает создание ребенком постройки не на основе образца, а
на основе условий, требований, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход
так, чтобы на нем разместились пассажиры, построить мост через реку для проезда
транспорта и пр.). Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми
зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с
предъявляемыми условиями, выполнить их. В процессе конструирования по условиям
ребенок научается решать задачи различными способами на основе одних и тех же
условий, что создает важные предпосылки для развития творчества.
К концу
дошкольного возраста дети могут успешно выполнять постройки, отвечающие
достаточно разнообразным и сложным условиям. Дошкольники широко используют и конструирование
по замыслу (особенно в игровой деятельности). Они охотно применяют постройки по
замыслу для развертывания сюжетно-ролевой игры (построенный корабль
отправляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но и
поселяются сами и т.д.). Для создания сооружений детьми используется не только
специальный строительный материал, но и любой другой (палки, коробки, подушки и
т. п.). Этот тип конструирования не только развивает специальные способности
ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков общения. Дети
научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать
свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху.
В конце
дошкольного периода в конструировании по замыслу у детей проявляется
способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к
творчеству. К 6 - 7 годам при условии грамотного руководства со стороны
взрослого конструирование всех типов достигает относительно высокого уровня.
Начиная с
6-7 лет можно предложить ребенку более сложные по способу крепления и более
абстрактные конструкторы, например с болтовым соединением. Наиболее известными
среди них являются металлические конструкторы. Их детали представляют собой
пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления
пластинок между собой. Они позволяют собирать в основном различную технику:
подъемные краны, вертолеты и т.п., а также дают возможность познакомить ребенка
с настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.
Также
существуют и пластмассовые варианты конструкторов с болтовым соединением,
предназначенные для детей от 3 лет. Пластмассовые детали в них крупнее, а
отверстие под отвертку в болте больше, чем в металлических. Однако
пластмассовая резьба довольно быстро стачивается.
Магнитные
конструкторы, из которых можно создавать необычные по форме и свойствам поделки,
очень популярны среди дошкольников. Они состоят из намагниченных деталей
(разной формы палочек или пластинок) и металлических шариков.
Конструируя,
ребенок сможет потрогать руками магниты и увидеть их свойства. Использование
магнитных свойств позволяет создавать оригинальные постройки: разнообразные
архитектурные строения, конструкции с вращающимися частями, технику, модели
животных и многое другое.
В первую
очередь следует ориентироваться на возраст ребенка: для самых маленьких лучше
подбирать конструкторы с деталями среднего размера, которые малышу удобно брать
в руки (от 5 до 10 см). Чем старше ребенок, тем меньше или, наоборот, больше
могут быть детали.
Часто наборы
конструкторов комплектуются маленьким количеством деталей, что сильно
ограничивает их возможности. Особенно это касается дорогих конструкторов, когда
из одного набора невозможно создать что-либо, кроме двух-трех конструкций.
Такая игрушка может разочаровать ребенка, к тому же теряются и ее развивающие
возможности.
При
небольшом количестве деталей следует обратить внимание на цвет, чтобы постройки
не получились слишком пестрые. Часто достаточно одного цвета (например,
деревянные конструкторы хороши и без окраски). При большом количестве деталей,
когда есть возможность строить, не только ориентируясь на форму, но и подбирая
детали по цвету, может быть несколько сочетающихся друг с другом цветов.
Обратите
также внимание на наличие или отсутствие упаковки. Хорошая коробка поможет
хранить игрушку, а также воспитать в ребенке стремление к порядку и
аккуратности.
Уборка
конструктора - вопрос деликатный. Конечно, если по полу разбросаны отдельные
детали, то их надо убрать в коробку или шкаф. К тому же, малыши до 3 лет не
придают большого значения собственным постройкам. Однако дети с 3-х лет
становятся очень чувствительны по отношению к собственному творчеству.
Созерцание готового результата собственных усилий вызывает у малыша радость,
эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих силах. Поэтому не
разрушайте построек и не заставляйте ребенка каждый раз после игры непременно
убирать все на место!
Ваша задача - сделать купленный конструктор интересным и привлекательным
для ребенка: поиграйте вместе с ним, придумайте оригинальное задание. С другой
стороны, не следует все время показывать и объяснять, как и что надо сделать:
дайте возможность малышу самому поэкспериментировать с материалом и что-нибудь
придумать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2025
Дата обновления: 04.12.2025
Дата публикации: 04.12.2025