Развиваем память играя.
10.11.2025
Игры на развитие памяти детей
Память
является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно
из условий для развития интеллектуальных способностей. Память – это
способность принимать новую информацию и сохранять ее.
Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге
то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память
непроизвольная, т. е. он помнит то, что ему интересно. Ребенок часто размышляет
вслух, так он сам помогает себе вспомнить. И только к концу дошкольного
возраста происходит переход к мыслительному запоминанию.
За один
раз (краткосрочная память) ребенок этого возраста запоминает 3 слова, в 5 лет –
5 слов, взрослый – 9 слов.
В
этом возрасте ребенок мыслит образами, поэтому, чтобы лучше запомнить, ему надо
все потрогать, обследовать. Чем больше видов памяти задействовано при
запоминании, тем легче ребенку запомнить информацию. Другими словами, чтобы
ребенок запомнил сказку, ее надо послушать, посмотреть, нарисовать, проиграть.
Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для
запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт –
он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что
неинтересно. А интерес у него возникает в игре.
«Каждой вещи - своё место»
Цель: развитие
долгосрочной памяти.
Материал: вещи, покупки.
Как
играем:
вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где
лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил —
значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память
упражняется.
Закрепляем: вы принесли
покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой
вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит.
Посмейтесь вместе. Как правильно: гречка в печке, сапоги на завалинке или
гречка на завалинке, а сапоги в печке? А как насчет: на дворе трава, на траве
дрова? А если сказать быстро?
«Карлсон расшалился»
Цель: развитие
зрительной краткосрочной памяти.
Материал: игрушки.
Как
играем:
поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение
одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав,
что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться.
Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале.
Закрепляем: в такую игру
можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки.
Усложняем: если ребенок
справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук.
Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу.
«Запоминай-ка»
Цель: развитие
зрительной краткосрочной памяти, образное мышление.
Материал: предметные картинки.
Как
играем:
разложите перед ребенком 5-6 предметных картинок (например: яблоко, мяч,
корзинка, машинка, листик, морковь). Ребенок рассматривает их, называет. Через
2 минуты вы убираете их. Ребенок должен перечислить все, что он запомнил.
Скорее всего, что-то он упустит, но не огорчайтесь и все равно похвалите
ребенка. Это побудит его сыграть еще много раз.
А вы
хотите, чтобы ваш ребенок запомнил все картинки? Придумайте с ним рассказ, в
котором все они будут задействованы. Например: на машине везут яблоко и
морковь. В корзину положили листья и пирог. Попробуйте, это должно помочь.
Закрепляем: играть в эту игру
можно в любое свободное время, используя любые картинки, вырезанные из старых
журналов.
Усложняем:
можно брать большее количество предметных картинок. Ребенок называет те
картинки, которые он запомнил, а вы — остальные. С каждым днем он будет
запоминать все лучше.
Предложите
ребенку каждую картинку представить, закрыв глаза.
«Повторяй-ка»
Цель: развитие
зрительной памяти, мелкой моторики.
Как
играем:
нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая,
ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы
прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.
Закрепляем: меняйте узоры.
Например: две волнистые линии, одна ломаная, две волнистые, одна ломаная и т.
д.
Усложняем:
постройте дом из кубиков: основание - куб, стены - кубики разного цвета, призма
- крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти
построит такой же.
«Узор из пуговиц»
Цель: развитие
зрительной памяти, произвольного внимания.
Материал: пуговицы, счетные
палочки.
Как
играем:
выложите из пуговиц несложный узор. Дайте ребенку время рассмотреть его, затем
накройте изображение листом бумаги. Предложите ребенку выложить такой же узор.
Если он затрудняется, то помогите ему.
Откройте
свой узор и сравните оба изображения. Не забывайте хвалить ребенка.
Закрепляем: выкладывать можно
также узоры из счетных палочек на столе, на полу, обращая внимание на то, как
они чередуются по цвету. Например, одна красная, одна синяя и т. д.
«Хлоп»
Цель: развитие
внимания.
Педагог
перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог назовет
животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом». Более сложный вариант:
ребенок должен проделать какое-либо действие (на усмотрение педагога), если
педагог назвал предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не
намокает и т. п.).
«Припоминалки»
Цель: формирование
наглядно-образного мышления.
Материал: призы.
1
Вариант
Как
играем:
в такую игру надо играть вечером. Пусть ребенок вспомнит, что он делал в
течение дня. За каждый ответ он получает фишку (пуговицу, игрушку и т. д.). Чем
больше фишек, тем лучше. Спрашивайте ребенка, что он делал утром, днем. Следите
за тем, чтобы рассказ ребенка был последовательным, чтобы он не перескакивал с
одного события на другое.
Когда
все события будут рассказаны, спросите ребенка: «Что было интересного сегодня,
что понравилось больше всего?».
2
Вариант
Вы
собрались семьей обсудить завтрашний день — пусть ребенок примет участие в
этом. Он научится планировать свои действия и запоминать их — так называемое
прогнозированное запоминание.
Закрепляем: в такую игру
можно играть в конце каждого дня. Играть можно и всей семьей. Кто больше всех
наберет фишек, тот и победил.
Усложняем: спрашивать ребенка,
что было вчера утром, днем, вечером.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.11.2025
Дата обновления: 10.11.2025
Дата публикации: 10.11.2025