Консультация
16.05.2025
Консультация для
воспитателей
«Культурное наследие
Санкт-Петербурга в образовании дошкольников – возможности и проблемы»
«Сегодня – дети, завтра-народ»
С.Михалков
Социально-культурный
потенциал Санкт-Петербурга рассматривается как педагогическая технология,
позволяющая создать дополнительные условия для всестороннего развития детей
пятого, шестого и седьмого года жизни в условиях ДОУ. Ознакомление дошкольников
с историей и культурой родного города на доступном для дошкольников содержании,
характерных видах детской деятельности расширяет кругозор ребенка, способствует
развитию психических процессов, формированию представлений о целостной картине
окружающего их мира и воспитанию нравственных качеств личности, что является
основой успешной социализации ребенка.
Дошкольный возраст это уникальный период в развитии
личности человека. В этом возрасте начинается приобщение ребенка к миру
общечеловеческих ценностей, миру культуры и искусства, устанавливаются первые
отношения человека с миром предметов, с миром природы, миром окружающих его
людей, формируется представление ребенка о собственном «Я».
На протяжении многих лет теме духовно-нравственного
воспитания детей уделялось много внимания. Однако в последние десять лет она
стала наиболее актуальной. Изменения, происходящие в последнее время в
нашей жизни, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на жизнь
человека и состояние общества в целом. Это связано с обострением национального,
социального, религиозного фактора.
Тема, о которой пойдет речь, далеко не новая. В
системе дошкольного образования нравственно-патриотическому воспитанию всегда
уделялось много внимания.
Однако в последние десять лет она стала наиболее
актуальной, т.к. на первый план выдвигаются люди активные, рациональные,
умеющие трезво мыслить, ценящие, прежде всего быстрый, конкретный чаще всего
материальный результат. Поэтому так важно с самого раннего детства
обратить внимание на воспитание нравственных качеств, которые осваивает и
принимает ребенок как нечто естественное и необходимое. В дошкольном возрасте
формируются и генетические предпосылки универсальной учебной деятельности:
личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Значит, от
содержания образовательного процесса в ДОУ зависит, каким станет ребенок в
дальнейшей жизни.
Где же взять такую
универсальную образовательную технологию, которая будет доступна, интересна,
занимательна и поучительна и для воспитанников и для воспитателей? Оглядитесь
кругом!
Ведь Санкт Петербург, в
котором мы живем, отвечает всем этим требованиям! Именно в его истории и
культуре заложен огромный образовательный потенциал. Надо только научиться
пользоваться культурным наследием нашего города!
Мы решили разработать образовательную систему на основе ознакомления
дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, которая поможет в
самореализации ребенка в социуме и будет способствовать успешному обучению в
школе. Тем более, что цели, задачи, содержание данной работы соотносятся с
основными положениями нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность
ДОУ.
В ФЗ «Об образовании в РФ» одной из важных задач
является воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других
народов; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
народов России.
Реализация в педагогической деятельности Федерального
Государственного Стандарта дошкольного образования предполагает отражение в
образовательном процессе специфики национально-культурных, демографических,
климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.
Однако следует отметить, что использование в
педагогическом процессе дошкольников культурного наследия Санкт-Петербурга тема
не новая.
В большинстве
существующих программ по ознакомлению дошкольников с культурным наследием
Петербурга предлагается материал для работы в подготовительной группе.
Во многих программах
содержанием работы в основном является передача большого объема информации о
городе, которая зачастую носит урочный или лекционный характер. В нашей работе
реализуется деятельностный подход. Дети осваивают материал в процессе,
свойственных для дошкольников видах деятельности: игровой, конструктивной,
изобразительной, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской
…
При этом педагог
использует разнообразные игровые развивающие технологии, имеющиеся в ДОУ:
мнемотехника, ТРИЗ, развивающие игры В.Воскобовича и Никитиных, Логические
блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, ИКТ, мультимедийные
технологии и т.д.
Содержание
образовательной деятельности по ознакомлению с историей и культурой
Санкт-Петербурга легко интегрируется с любой образовательной областью в
соответствии с ФГОС ДО.
Например, при реализации
задач познавательного развития наряду со знакомством с общими сезонными
изменениями осенью, дети получают представления об изменениях погоды, поведения
животных, состояния растений Петербурга и Ленинградской области. В процессе
социально-коммуникативного развития дошкольники знакомятся с правилами пожарной
безопасности и получают представления о возникновении пожарной службы в
Санкт-Петербурге и объектах города, связанных с ней.
Дети знакомятся не
только с современными профессиями, но и с такими «петербургскими» профессиями,
как фонарщик, с историей возникновения уличного освещения и его особенностями.
В период празднования
Масленицы, дети знакомятся с местами отдыха и развлечения петербуржцев прошлом
(Адмиралтейский бульвар, Потешное поле...) и настоящем (пл. Островского...).
При знакомстве с творчеством А.С. Пушкина, дети получают представления о музее
Мойка 12, Царском селе... Ко Дню защитника Отечества дети знакомятся с
памятниками воинской славы Санкт-Петербурга и т.д.
В нашем детском саду мы
разработали конкретное содержание лексических тем по трем направлениям: «Город
как социум», «Своеобразие и неповторимость Санкт-Петербурга»,
«Достопримечательности Санкт-Петербурга» и систематизировали его в соответствие
с образовательными областями ФГОС ДО.
Ни
одна программа по знакомству дошкольников с Санкт-Петербургом не предоставляет
информационный материал по истории и культуре нашего города для родителей. Мы
предоставляем этот материал на основе исторических сведений, но изложенный
коротко, ясно, доступно для широких слоев населения. Родители могут
ознакомиться с ним в утреннее или вечернее время, взять домой. А во время
прогулки с ребенком по городу воспользоваться этими знаниями.
В процессе данной образовательной деятельности
дошкольники знакомятся с традициями, обычаями, трудом, культурой, бытом жителей
Санкт-Петербурга в разную историческую эпоху, это помогает им на доступном
уровне представить и почувствовать связь всего, что их окружает в этом мире.
Таким образом, реализуются задачи ФГОС дошкольного образования по всестороннему
развитию детей.
Реализуемая
личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка позволяет
наиболее успешно применять наглядные, словесные, практические методы воспитания
и образования.
Опыт работы показал, что
наиболее результативными приёмами по ознакомлению детей с родным городом
являются:
-введение детей в
игровую ситуацию, что придаёт их действиям активный, поисковый характер;
-чтение художественных
произведений о Санкт – Петербурге, составление и сочинение с детьми рассказов и
сказок о городе, используя для этой цели их опыт, имеющиеся впечатления и
знания. Это позволяет активизировать интерес детей к городу, развивать их
творческие способности, создаёт положительный эмоциональный настрой,
воспитывает эстетическое восприятие мира;
-использование
авторских развивающих игр петербургской тематики, что повышает интерес детей,
развивает у них внимание, память, логическое мышление;
-активное вовлечение детей в художественную
деятельность.
Огромное значение
приобретает создание развивающей предметно-пространственной среды:
-подбор полифункциональных
игр и художественной литературы петербургской тематики в соответствии с
возрастными особенностями детей;
-оформление интерьера
помещений ДОУ с использованием произведений искусства и творческих работ детей,
отражающих жизнь города;
-временная выставка
предметов, принесённых детьми из дома, связанных с Санкт – Петербургом,
объединённых темой, знакомой детям по личному опыту;
-ЭОР (презентации,
слайд-шоу, виртуальные экскурсии к памятным местам и достопримечательностям
города).
Все это позволяет:
-воспитать у
дошкольников общую культуру (расширить кругозор, сформировать представление
о целостной картине мира) на доступном, понятном, интересном для дошкольников
материале;
-создать условия для
успешной социализации дошкольников и адаптации выпускников ДОУ к школьной
жизни;
-развить физические,
личностные и интеллектуальные качества дошкольников;
-сформировать у детей
предпосылки универсальных учебных действий.
Список литературы
1.
Алифанова Г.Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. – СПб.,
2000.
2.
Гурович Л. Петербургские истории // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5.
3.
Пантелеева Л.Н. Музей и дети. Образовательная программа. – М., 2000.
4.
Рыжова Н.А. и др. Мини-музей в детском саду.- М., 2008.
5.
Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Приобщение дошкольников к
культурному наследию Санкт-Петербурга: от диагностики к проектированию
содержания и педагогической технологии // Проблемы дошкольного детства в
поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям
сопровождения»: Сборник научных статей. (По материалам международной
научно-практической конференции 22-24 апреля 2009 г.) / Под ред.
А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2025
Дата обновления: 16.05.2025
Дата публикации: 16.05.2025