12.11.2024
Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся среди взрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мыслей и речи.
Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая
социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в
общении с людьми. Культура речевого общения предполагает соблюдение определённого
речевого этикета. Поздоровался или не поздоровался, улыбнулся при этом или лицо
ничего не выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл, или тот,
кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение? Оказывается, имеет.
Приветствие – начало к установлению контакта, показатель внимания к людям,
норма вежливости. И наконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пусть крошечный,
но стимул хорошего настроения для того, к кому оно обращено. Тот, кто
руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается
первым, пусть, даже если он – лицо начальствующее, а присутствующие – его
подчинённые. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно
теряет смысл. Культура речевого общения и вежливость – понятия
неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности
личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость – это «…моральное
качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало
повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим».
Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы уважали
меня, то, значит, обязан уважать других, разговаривать с людьми так, как
хотелось бы, чтобы разговаривали со мной. Ведь только вежливость рождает
вежливость.
Напрашивается вывод: всем, кому доверено воспитание подрастающего
поколения, важно быть предельно взыскательными к собственному речевому
поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого
отражалось на его речевом поведении? Вправе ли он «включать» в своё настроение
детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любой педагог или родитель всегда
должен быть немного актёром. А это значит уметь владеть собой, быть
требовательным к собственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональный
оттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим на собеседника.
Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих эмоционально-нравственному
речевому общению, - проявлять терпимость.
Культура речевого общения проявляется не только в том, что
сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста»,
«извините», «доброе утро» могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или
небрежно, холодно, высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы их
произносим и с каким выражением лица.
Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации.
Одному присущи интонации спокойные, доброжелательные. Другому –
экзальтированные, торопливые, постоянно меняющиеся – от радостных до
раздражённо - крикливых. Для третьего характерен тон требовательный, властный.
А у четвёртого чаще всего улавливаются нотки нетерпеливые и даже грубые. А для
маленького ребёнка это имеет особое значение: он чутко реагирует на речевую
тональность, так как ещё не всегда может вникнуть в суть сказанного. Со
старшими дошкольниками уместны ещё и шутка, мягкая ирония – всё, что привлекает,
вносит в речевое общение с ними струю радости, мажора.
Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка
или взрослого в процессе высказывания острых мнений. Ведь каждый по-своему
реагирует на критику. Задача критикующего – воодушевить оппонента, вызвать в
нём стремление к перестройке собственной деятельности.
Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания в
тактичной, уважительной форме. Большую роль играют тон доверительности и
доброжелательности, логически правильно выстроенная цепь доказательств, умение
принять во внимание возражения собеседника, его пояснения тех или иных событий.
Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакам определять эмоциональное состояние
своих детей и адекватно ориентировать свою речь, тональность общения с ними.
Будьте доброжелательными в отношении к окружающим, подходите к ним с
оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает, стремитесь к
сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой
деятельности.
Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей,
способствует их взаимопониманию, укреплению отношений между взрослыми и детьми.
К этому должен стремиться каждый педагог и каждый родитель, потому что мы
делаем одно дело – занимаемся воспитанием подрастающего поколения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.11.2024
Дата обновления: 13.11.2024
Дата публикации: 12.11.2024