Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №118
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
190005, г. Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 18, литера В
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБДОУ детского сада
комбинированного вида № 118
Адмиралтейского района СПб
Протокол № 1 от _29.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНА
Заведующим ГБДОУ детский сад
комбинированного вида
№ 118 Адмиралтейского района СПб
Колесовой Е.В.
приказ от 29.08.2025г. № 45/1-р_
Программа по здоровьесбережению в коррекционной и образовательной
деятельности с дошкольниками с ТНР
в группах компенсирующей направленности
на 2025-2026 учебный год
Санкт-Петербург 2025г.
Паспорт программы
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря
2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
•
Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования»;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.
№ 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
•
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи», утвержденный Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2020 М
65/23-16 «О Гигиенических требованиях к максимальной нагрузке
на детей дошкольного возраста в организованных формах
обучения»;
•
Устав
Государственного
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения детского сада комбинированного
вида № 118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
•
Образовательная программа дошкольного образования
Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада комбинированного вида № 118
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга;
•
Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Реализация
Г. Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 18, литера В:
программы
• Группа № 1 «Фантазеры»
осуществляется •в Группа № 2 «Звездочки»
группах
• Группа № 3 «Цветик-Семицветик»
компенсирующей
• Группа № 4 «Солнышко
направленности
Разработчики
Воспитатели: Самарина Д.Д., Самарцева Е.А., Бирюкова Т.Б.,
программы
Голубева В.А., Силина Н.С., Гаврилина Н.А., Соловьева Н.А.
Специалисты: Никитина И.А., Киреева Т.П., Можейко С.Г.,
Лукьянова Н.Е., Железнякова С.А.
Цель программы Создать условия для укрепления, сохранения физического,
психического и речевого здоровья, посредством: образовательных
ситуаций, игровой деятельности, организации взаимодействия
специалистов и воспитателей, а также создания партнерских
Основания для
разработки
программы
2
Задачи
программы
Ожидаемые
результаты
взаимоотношений с родителями (законными представителями)
дошкольников с ТНР.
• охранять и укреплять физическое и психическое здоровье
детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
• формировать представления дошкольников о здоровье,
умения и навыки, содействующие его подержанию и
укреплению;
• формировать устойчивую мотивацию дошкольников к
здоровьесбережению;
• -расширить набор двигательных умений и навыков путем
введения
в
образовательный
процесс
различных
коррекционных упражнений;
• развивать осознанное отношение детей к своему здоровью,
навыками личной гигиены и самоконтроля за их
выполнением;
• поддерживать и развивать творческую инициативу,
индивидуальные способности каждого ребенка во всех
видах деятельности, расширять кругозор;
• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении
здоровья детей и приобщать семьи к здоровому образу
жизни;
• повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения
и использования в процессе образовательной деятельности
здоровьесберегающих технологий;
• активизировать словарь и способствовать овладению детьми
с ТНР самостоятельной, связной, грамматически правильной
речью и коммуникативными навыками;
• развивать у дошкольников социальной и эмоциональный
интеллект, эмоциональную отзывчивость.
•
Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной
работы в ДОО через организацию здоровьесберегающих технологий
с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
через реализацию программ ОП ДО, АОП ДО плана,
оздоровительно закаливающих мероприятий в дошкольном
учреждении;
•
Ребенок умеет бережно относиться к своему здоровью, имеет
представление о своем теле, по уходу за своим телом, представление
о том, как важно соблюдать: режим дня, правильное здоровое
питание, личную гигиену;
•
Ребенок знает какую пользу приносят: солнце, воздух и вода,
имеет четкое представление о закаливающих процедурах на свежем
воздухе.
Педагоги:
-активно включаются в образовательную деятельность по вопросам
здоровьесбережения, в том числе посредством участия в проектах,
конкурсах,
мастер-классах,
апробируют
современные
педагогические технологии
3
1. Пояснительная записка
Программа
по
здоровьесбережению
в
коррекционной
и
образовательной
деятельности с дошкольниками с ТНР в группах компенсирующей направленности на 20252026 учебный (далее – Программа) год адресована педагогическим работникам ГБДОУ
детского
сада
комбинированного
осуществляющих
вида
№
118
Адмиралтейского
района
СПб,
коррекционную и образовательно-воспитательную работу с детьми
дошкольного возраста с ТНР в группах компенсирующей направленности по адресу:
г. Санкт-Петербург, Измайловский пр., д. 18, литера В.
За основу разработки Программы была взята парциальная адаптированная
программа «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с
дошкольниками с ТНР 4-7 лет. Планета Здоровья» (авторы: А.В. Стефанко, С.В.
Степченкова).
Программа включает в себя 2 модуля:
1) Модуль: проект «Планета Здоровья» для среднего дошкольного возраста;
2) Модуль: система оздоровительной, коррекционной работы по формированию у
старших дошкольников навыков ЗОЖ.
Программа включает 3 взаимодополняемых блока: «Физическое здоровье»,
«Речевое здоровье», «Психическое здоровье».
Программа
предусматривает
комплексную
работу
специалистов:
педагога-
психолога, учителя-логопеда, инструктора по ФК и музыкального руководителя и
воспитателей.
В программе использованы следующие образовательные технологии:
- личностно ориентированная технология;
- игровая технология;
- технология проектной деятельности;
-сказкотерапия;
-здоровьесберегающая технология.
Программа включает: комплексно-тематическое планирование для среднего и
старшего дошкольного возраста, ссылки на картотеки упражнений, тематику досуговой
деятельности, план по взаимодействию с родителями.
4
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: создать условия для укрепления, сохранения физического,
психического и речевого здоровья, посредством: образовательных ситуаций, игровой
деятельности, организации взаимодействия специалистов и воспитателей, а также создания
партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) дошкольников
с ТНР.
Задачи Программы:
-охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их
эмоциональное благополучие;
-формировать представления дошкольников о здоровье, умения и навыки,
содействующие его подержанию и укреплению;
-формировать устойчивую мотивацию дошкольников к здоровьесбережению;
- расширить набор двигательных умений и навыков путем введения в
образовательный процесс различных коррекционных упражнений;
-развивать осознанное отношение детей к своему здоровью, навыками личной
гигиены и самоконтроля за их выполнением;
- поддерживать и развивать творческую инициативу, индивидуальные способности
каждого ребенка во всех видах деятельности, расширять кругозор;
-оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщать
семьи к здоровому образу жизни;
- повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и использования в
процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий;
-активизировать
словарь
и
способствовать
овладению
детьми
с
ТНР
самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными
навыками;
-
развивать
у
дошкольников
социальной
и
эмоциональный
интеллект,
эмоциональную отзывчивость.
3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа основывается на следующих принципах:
-Онтогенетический принцип, который учитывает закономерности развития детской
речи в норме;
- Принцип индивидуализации;
5
-Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
-Принцип интеграции деятельности специалистов;
-Принцип конкретности и доступности учебного и дидактического материала;
- Принцип систематичности.
4. Значимые для разработки Программы характеристики
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это
дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство
сочетается с различными особенностями психической активности. Общее недоразвитие
речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые
расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы,
касающихся и звуковой и смысловой сторон речи, при нормальном слухе и сохраненном
интеллекте (Р. Левина, Т. Феличева, Г. Чиркина). Речевая недостаточность при ОНР у
дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с
выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития.
Обучающиеся подготовительной к школе группы могут (п. 43.11.4.4 ФАОП ДО):
-овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи (рассказ, пересказ);
-свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях
общения;
-адаптироваться к различным условиям общения;
-преодолевать индивидуальные коммуникативные затруднения.
В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников должна
максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении адекватно
формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично
рассказывать
о
событиях
реального
мира,
пересказывать
близко
к оригиналу
художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Обучающиеся
адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги,
владеют навыками словообразования и словоизменения.
4. Планируемые результаты для освоения Программы
Средний дошкольный возраст:
-ребенок имеет представления об основах ЗОЖ;
- умеет вести связный диалог на тему здоровья;
6
-бережно относится к своему и чужому здоровью;
- имеет представление о строении своего тела, бережном отношении и уходу за
ним;
- имеет представление о правильном режиме дня и его пользе для здоровья;
-умеет соотносить разные части суток с собственной деятельности;
-имеет представления о правильном здоровом питании;
Старший дошкольный возраст:
-ребенок выполняет гигиенические процедуры;
-знает последовательность режима дня в детском саду;
-умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил,
положительно оценивает себя и свои возможности;
-имеет представление о здоровье как об одной из главных ценностей жизни;
-составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному
плану.
Педагоги:
-активно включаются в образовательную деятельность по вопросам
здоровьесбережения, в том числе посредством участия в проектах, конкурсах, мастерклассах, апробируют современные педагогические технологии.
7
5. Комплексно-тематическое планирование для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
№
п/п
1.
Период
реализации
Сентябрь 2025г.
2.
Октябрь 2025г.
3.
Ноябрь 2025г.
4.
Декабрь 2025г.
Тема, цель
Содержание работы
«Знакомство со Здоровейкой и планетой
здоровья». Чистота-залог здоровья» - дать
представления об основах ЗОЖ через
игровую деятельность.
Участники
Д/и «Вредно-полезно», «Купаем Здоровейку», «Полезная и
вредная еда»
Самомассаж «Здоровейка, не болей-ка»
Подвижные игры «Микробы»
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру», «Качели»
Сюжетно-ролевая игра «больница»
Чтение ХЛ: Г. Зайцев «Расти здоровым», К. Чуковский
«Айболит», «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»
«Знакомство с царством Речи»- создать Тренировка силы голоса «Ветерок»
положительную мотивацию к речевому Раскрытие понятия звук в играх «Найди такую же»,
развитию.
«Громко-тихо», «Как говорят животные»
Артикуляционная гимнастика веселый зоопарк
Чтение ХЛ: П. Синявский «Штранная иштория»
«Знакомимся со своим телом»- расширять Игра «Ты моя частичка»
представления о теле человека и Дыхательные гимнастики «Вырасти большой»,
бережного отношения к нему.
«Бегемотик»
Игра «Свет мой, зеркальце»
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Подвижная игра «Части тела»
Артикуляционная гимнастика
Потешки, песенки о своем теле
Развитие музыкально-ритмичных движение
Дети, воспитатели,
учитель-логопед
«Знакомство с царством Физкультуры»- Комплексы пальчиковой гимнастики
формировать положительное отношение к Комплексы гимнастики для глаз
ЗОЖ
Комплексы бодрящей гимнастики
(включая профилактику плоскостопия)
Дети, воспитатели,
инструктор по ФК
Дети, воспитатели,
учитель-логопед
Дети, воспитатели,
учитель-логопед,
музыкальный
руководитель
5.
Январь 2026г.
«Я здоровье берегу»-формировать понятие
о том, что сохранение здоровья- главная
ценность человека.
6.
Февраль 2025г.
«Режим дня»- формировать представления
о режиме дня, пользе его соблюдения
7.
Март 2026г.
8.
Апрель 2026г.
9.
Май 2026г.
«Знакомство с царством сказки» формировать у детей умение выражать
эмоциональное состояние вербально,
мимикой, движениями
«Чистота
залог
здоровья»-дать
представление
о
необходимости
соблюдать личную гигиену.
«Приятного
аппетита»-формировать
представление о важности разнообразного
полезного питания, культуру поведения за
столом.
Картотеки и физкультминутки
Подвижные игры на улице, игры малой подвижности,
спортивные игры, игры-эстафеты
Изготовление тренажёров-массажеров
Упражнения на формирование правильной осанки
Рассматривание иллюстраций о ЗОЖ, «Режим дня»
Сюжетно-ролевая игра «Буди, меня будильник»
Тематические комплексы общеразвивающих упражнений
Дети, воспитатели,
инструктор по ФК
Упражнения «Страна радости», «Зеркало»
Знакомство с ритуалом «вхождения в сказку»
Беседы
Комплексы упражнений педагога-психолога (картотека)
Комплексы двигательных упражнений
Комплексы упражнений по сказкотерапии
Дети, воспитатели,
педагог-психолог
Образовательные ситуации
Чтение ХЛ: Малюткина Н. «Вкусная сказка»
Комплексы пальчиковой гимнастки
Дети, воспитатели,
педагог-психолог
Дети, воспитатели,
инструктор по ФК
Дети, воспитатели,
педагог-психолог
6. Комплексно-тематическое планирование для старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
№
п/п
1.
Период
реализации
Сентябрь -октябрь
2025г.
Тема, цель
Содержание работы
Участники
«Знакомство
со
Здоровейкой.
Чистота-залог здоровья» - дать
представления об основах ЗОЖ через
игровую деятельность.
Д/и «Вредно ли это?», «Купаем Здоровейку», «Здоровейка
пришел в гости на обед»
Самомассаж «Здоровейка, не болей-ка»
П/и «Микробы»
С/р. и «Аптеку собираем, здоровье сохраняем»
Чтение ХЛ: «Расти здоровым» Г. Зайцев, К. Чуковский
«Айболит», А. Барто «Девочка чумазая», Л. Толстой «Грязнуля»
Дети, воспитатели,
учитель-логопед
9
2.
Ноябрь 2025г.
«Путешествие в Царство Речи»создать положительную мотивацию к
речевому
развитию,
развивать
диалогическую речь.
Путешествие в «Словоград»- развитие
связной речи.
3.
Декабрь 2025г.
«Знакомимся со своим телом»расширять представления о своем теле
и бережном отношении к нему.
4.
Январь 2026г.
«Знакомство
с
царством
Физкультуры»
формировать
положительное
отношение
к
физической культуре и ЗОЖ.
5.
Февраль 2026г.
«Я здоровье берегу»-формировать
понятие о том, что сохранение
здоровья- главная ценность человека.
Обыгрывание развивающей ситуации «На приеме у
стоматолога», фрагмента из сказки К. Чуйковского «Мойдодыр»
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Создание альбома «Здоровье — это не просто словоо»
Игры на развитие речевого дыхания «Дует ветерок», «Тучка и
дождик»
Игры на развитие слухового внимания «Громко-тихо»
Речевые игры на дифференциацию звуков, развитие
фонематического слуха
Артикуляционная гимнастка (картотека для старшего
дошкольного возраста)
Чтение и обсуждение стихотворения П. Синявского «Штранная
иштория»
Создание книжки-раскладушки по артикуляционной гимнастке
«Здоровейка тренирует язычок»
Речевая игра «Части тела»
Игровая ситуация «Свет мой, зеркальце», «Быть здоровым —
это просто?»
Просмотр обучающих видео: «Как работает наше сердце»,
«Наука для детей. Зрение», «Анатомия для детей - строение тела
человека просто и понятно», «Наука для детей. Слух»,
«Красивая осанка», «Доктор-стоматолог», «Фиксики: о сердце»
Создание интерактивной развивающей игры «Шаги к
здоровью»
Комплексы пальчиковой гимнастики
Комплексы упражнений для согласования речи с движением
Консультация для родителей «Закаливание зимой»
Беседа «Что нужно делать, чтобы сберечь правильную осанку»
Создание календаря здоровых привычек»
Профилактика плоскостопия
Комплексы бодрящей гимнастики после сна
Физкультминутки
Подвижные игры на улице, игры малой подвижности,
спортивные игры, игры-эстафеты
Рассматривание иллюстраций о ЗОЖ, «Режим дня»
Сюжетно-ролевая игра «Буди, меня будильник»
10
Дети, воспитатели,
учитель-логопед
Дети, воспитатели,
учитель-логопед,
музыкальный
руководитель
Дети, воспитатели,
инструктор по ФК
Дети, воспитатели,
инструктор по ФК,
музыкальный
руководитель
6.
Март 2026г.
7.
Апрель-май 2026г.
Изготовление тренажёров-массажеров
Физкультурные досуги
Знакомство с царством Сказки»- Игра «Угадай настроение», «Подбери эмоции к герою»
формировать у детей эмоциональную Отгадывание загадок о времени, о частях суток
отзывчивость.
Чтение сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»
Образовательная ситуация «Мышка Аришка в цветных
штанишках» по мотивам сказки А. Крылышкиной
Игра-пантомима «Сделай как я»
Консультация для родителей «Психическое здоровье детей 5-6
лет»
Здоровейка
учится
культуре Игра «Что сначала, что потом» рассматривание иллюстраций
поведения за столом- формировать «Семейный ужин»
представление
о
важности Картотека упражнений «В здоровом теле- здоровый дух»
разнообразного полезного питания, Чтение ХЛ: Н. Малюткина «Вкусная сказка»
навыки поведения за столом.
Создание книги рецептов для сюжетно-ролевых игр
Дети, воспитатели,
педагог-психолог
Дети, воспитатели,
учитель-логопед
7. Комплексно-тематическое планирование для старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
№
п/п
1.
Период
реализации
Сентябрь 2025г.
2.
Октябрь -ноябрь
2025г.
Тема, цель
Содержание работы
Участники
«Планета Здоровья», «Чистота-залог
здоровья».
Путешествие в страну здоровья
Физкультурный досуг «Помощникичистоты».
Проигрывание фрагментов из сказки К. Чуковского
«Мойдодыр» на фланелеграфе. Трудовая деятельность «Моем
игрушки»
Д/и «Ухаживаем за руками, ногами ушами и глазами»
Д/у «Расскажем малышам как правильно надо умываться
Чтение ХЛ: К. Чуковский «Федорино горе», Л. Толстой
«Мальчик-грязнуля»
Сюжетный комплекс-зарядка «Мойдодыр». Эстафета «Одень
Машу на физкультуру»
Массаж лица «Умывалочки»
Игра «Это правда или нет?»
Использование наглядного материала по правилам гигиены
Консультация «Спортивная форма для занятий по физкультуре»
Ритуал путешествия на планету Здоровья
Дети, воспитатели,
учитель-логопед
«Царство Речи»
11
Дети, воспитатели,
учитель-логопед
3.
Ноябрь- декабрь
2025г.
«Царство Физкультуры»
4.
Январь 2026г.
«Царство сказки»
5.
Январь- февраль
2026г.
Царство «Физкультуры»
6.
Март 2026г.
«Царство Сказки»
7.
Апрель-май 2026г.
«Солнце, воздух и вода»
Поездка в город Звукинск: выполнение заданий мэра
(дифференцирование неречевых звуков)
Изготовление пособия «Чумазейка и Здоровейка»
Поездка в город «Словогард» (согласование слов в
предложении)
Упражнение «Правила гигиены»
Поездка в город «Рассказубург»- встреча с царицей Речь
Физкультурный досуг «С микробами я не дружу- я здоровьем
дорожу!»
Игры «Крепки иммунитет»
Ходьба по дорожкам «Островки здоровья»
Дыхательная гимнастика «Крепышки»
Пальчиковая гимнастика «Микроскоп»
Беседы о том, как правильно укреплять иммунитет, почему
вредные микробы вызывают болезни»
Графическое задание «обведи контур»
Игра «Покажи движение по сигналу», «Ленточки»
Просмотр мультфильма «Свинка Пеппа против микробов»
«Полезная зарядка»
Упражнение «Чудо-дорожка» для формирования правильной
осанки»
Комплекс гимнастики после сна «Умные ножки»
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Игра «Забрось в кольцо»
Физкультурный досуг «Путешествие в страну витаминки»
Эстафета «Витаминки п корзинкам»
Игра «Злой лук»
Обыгрывание сказки «Путешествие куколки Витаминки»
Д/и «Витамины для детей»
Д/и «Определи на слух»
Интегрированные занятия
Картотеки подвижных игр
12
Дети, воспитатели,
инструктор по ФК
Дети, воспитатели,
педагог-психолог
Дети, воспитатели,
инструктор по ФК
Дети, воспитатели,
педагог-психолог
Дети, воспитатели,
педагог-психолог,
музыкальный
руководитель
8. Методическое сопровождение Программы
1.
Бахвалова Е. С. Физические и психические особенности детей
дошкольного возраста в перспективе обучения / Е. С. Бахвалова// Молодой
ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 436-438;
2.
Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО:
Релаксация. Гимнастика. Кинезиологические упражнения. – М.: Учитель,
2025. - 35с.;
3.
Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии в ДОО в
условиях сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игровые сеансы. – М.: Учитель,
2023. – 58 с.;
4.
Габдулхаков В.Ф. О взаимосвязанном развитии физических и
когнитивных способностей детей // Современное дошкольное образование. –
2021. – №1(103).
5.
– С. 18–26;
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.;
6.
Загородникова Р. С. Физическое развитие ребенка дошкольного
возраста / Р. С. Загородникова// Молодой ученый. – 2024. – № 5 (504). – С.
207-209;
7.
Косинова М. Т. Физическое развитие детей дошкольного возраста
посредством подвижных игр/ М. Т. Косинова, А. В. Головина// Молодой
ученый. – 2024. – № 48 (547). – С. 235-236;
8.
Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного
образовательного учреждения: проектирование, трениги, занятия – М.:
Учитель, 2009. – 218 с.;
9.
Кучмы
В.Р.,
Вирбаева
А.Р.
Вариативность
технологий
здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании. – М.: Пробел2000, 2017. – 244с.;
10.
Родин Ю. И.
«Научные основы здоровьесбережения детей
дошкольного возраста». – М.: МГПУ, 2019. – 301 с.;
11.
Салтыков М. Готовимся к школе. Сохрани свое здоровье сам!
Школа здоровья для старших дошкольников и их родителей. –
М.:
Просвещение/Бином, 2022. – 48 с.;
12.
Стефанко
А.В.,
Степченкова
С.В.
Здоровьесбережение
в
коррекционной и образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР 4-7
лет. Парциальная адаптированная программа. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. – 192 с. – (Методический комплект программы Н.
В. Нищевой);
13.
условиях
Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в
детского
сада.
Методическое
пособие.
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 240 с.
14
–СПб.:
ООО
Приложение №1 «Комплексы упражнений «Царство Физкультуры»
инструктора по ФК»
Приложение №2 «Комплексы упражнений
музыкального руководителя»
Приложение № 3 «Комплексы упражнений «Царство сказки»
педагога-психолога»
Приложение № 4 «Комплексы упражнений «Царство Речи»
учителя-логопеда»
15
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)