Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________________
Санкт-Петербург, 190005, Измайловский проспект, дом 18 литер В. телефон 8 (812) 251-58-10,
ПРИНЯТО
решением Общего собрания
работников Образовательного
учреждения
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида № 118
Адмиралтейского района СПб
протокол от: «29» августа 2025г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Заведующим.
ГБДОУ детского сада
комбинированного вида № 118
Адмиралтейского района СПб
Колесовой Е.В.
Приказ № 45/2-р «29» августа 2025г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы с неблагополучными семьями, находящимися
в социально-опасном положении и семьями социального риска
в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду комбинированного вида №118
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2025г.
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В
СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении (далее Положение) разработано для Государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада
комбинированного вида №118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (в
дальнейшем – Учреждение) в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
• Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999г.
• Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 «Об
объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
• Распоряжение от 18.01.2016г. №2-р «Об утверждении порядка
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Санкт-Петербурга
при
организации
индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении».
• Законом Санкт-Петербурга от 08.05.2007 № 160-32 «О комиссиях по
делам несовершеннолетних и защите их прав»;
• Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 № 695
«О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022
годы»;
• Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2014 №
1243 «Об организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав»;
• Уставом Учреждения.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность Учреждения по раннему
выявлению семейного неблагополучия и организацию социального
взаимодействия с семьями, находящихся в социально опасном положении,
трудной жизненной ситуации, защиты законных прав и интересов
несовершеннолетних.
1.3. Срок действия Положения до принятия нового.
2. Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия,
организации работы с семьями, находящимися в социально опасном
положении
2.1. Целью деятельности работы с семьями, находящимися в социально
опасном положении, трудной жизненной ситуации в Учреждении, являются
изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до
стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью
в социально опасное положение.
2.2. Основными задачами деятельности Учреждения по выявлению и учёту
семейного неблагополучия являются:
• выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению
прав и законных интересов несовершеннолетних;
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
• оказание социально –– педагогической помощи несовершеннолетним;
• проведение профилактической работы с семьями, находящихся в
социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
2.3 Деятельность Комиссия по работе с неблагополучными семьями
основывается на принципах:
•
законности,
демократизма
и
гуманного
отношения
к
несовершеннолетним;
•
индивидуального подхода к несовершеннолетним и их семьям;
•
соблюдения конфиденциальности полученной информации;
•
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за
нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.4. Комиссия по работе с неблагополучными семьями - это коллегиальный
орган, целью которого является планирование, организация и осуществление
контроля за проведением первичной, ранней профилактики социально
опасных явлений (безнадзорности, антиобщественных действий), коррекции
и реабилитации социально опасного положения и социального сиротства.
3. Порядок выявления факта семейного неблагополучия
3.1. Основаниями для постановки на учет семей являются:
3.1.1. Длительное отсутствие (пропуски) ребенка в детском саду без
уважительной причины;
3.1.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными
представителями), иными представителями (опекунами, попечителями
несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей
(отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания,
несоблюдение санитарно – гигиенических условий, попустительство
вредным привычкам несовершеннолетнего – алкоголизм, наркомания и т.д.).
3.1.3. Злоупотребление родителями
(законными представителями)
спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных)
веществ, аморальный образ жизни;
3.1.4.
Вовлечение
несовершеннолетних
в
противоправные
или
антиобщественные
действия
(попрошайничество,
бродяжничество,
проституция и т.д.)
3.1.5. Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними
(признаки физического, психического сексуального и иного насилия) со
стороны родителей (законных представителей).
3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в Учреждении:
•
особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные
психические состояния и поведение ребенка (утомленный, сонный вид,
опухшие веки, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, низкая
масса тела и т.д.)
•
дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);
•
семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
•
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у
родителей,
иных
законных
представителей,
места
проживания,
неудовлетворительные жилищные условия);
•
отсутствие связи с Учреждением, невнимание родителей к успехам
ребёнка;
•
смерть одного из родителей (законных представителей);
•
уход отца/ матери из семьи, развод родителей (законных
представителей);
•
постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между
детьми и родителями (законными представителями);
•
семьи, использующие неконструктивные методы воспитания;
•
семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет;
•
семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического
развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
•
семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы;
•
возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения
свободы.
3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о
нарушениях прав несовершеннолетнего являются:
•
результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам
•
несовершеннолетних и защите их прав;
•
информация должностных лиц ГБДОУ;
•
заявления родственников;
•
обращения несовершеннолетних (жалобы детей).
4. Порядок организация работы с семьями, находящимися
в социально опасном положении
4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п.
3.3, о нарушениях прав несовершеннолетнего, в Учреждении проводятся
следующие мероприятия:
4.1.1. Создается Комиссия по работе с неблагополучными семьями;
4.1.2. Решение о постановке на внутренний учет семей принимает Комиссия
на основании письменного ходатайства воспитателя или общественного
инспектора по охране прав детства о рассмотрении вопроса постановки
(снятия) на внутренний учет в Учреждении семьи несовершеннолетнего с
учетом всех собранных материалов (характеристики на семью и др.);
4.1.3. В случае поставки семьи на внутренний учет Учреждения, членами
комиссии осуществляется оформление документов в соответствии с п.5.1.
настоящего Положения.
4.1.4. В состав Комиссии по работе с неблагополучными семьями входят:
•
Заведующий образовательного учреждения
•
педагог-психолог
•
логопед
На заседания Комиссии по работе с неблагополучными семьями могут
приглашаться и другие специалисты, воспитатели, родители (законные
представители) воспитанников, представители общественности.
4.1.5. Общее руководство деятельностью Комиссии по работе с
неблагополучными семьями осуществляет председатель в лице Заведующего
образовательного учреждения.
4.2. В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется
передача сведений о семье, несовершеннолетнем в комиссию по делам
несовершеннолетних.
4.3. Профилактическая работа Учреждения с неблагополучными семьями
осуществляется по определенному алгоритму действий:
4.3.1. Профилактическая работа по предупреждению социально опасных
ситуаций в семьях с целью стабилизации внутрисемейных отношений на
ранних стадиях семейного неблагополучия;
4.3.2.
Выработка
плана
по
осуществлению
индивидуальной
профилактической работы (ИПР) с неблагополучной семьёй, состоящей на
внутреннем учете;
4.3.3. Анализ работы семьёй с целью прогнозирования ситуации,
планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к
родителям (законным представителям), не исполняющим обязанности по
воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
4.4. Семья находится на внутреннем учете Учреждения то количество
времени, которое определяет Комиссия (до выравнивания ситуации и
принятия решения по этому поводу).
4.5. Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного
результата проведённых мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению
или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет,
на основании письменного представления председателя Комиссии.
4.6. С целью раннего выявления семей, находящимися в социально опасном
положении вновь пришедших воспитанников проводится опрос родителей в
форме анкетирования.
4.7. Взаимодействие Комиссия по работе с неблагополучными семьями.
4.7.1. Межведомственное взаимодействие:
•
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по
вопросам своевременного информирования по выявлению жестокого
обращения с детьми, злоупотреблению психоактивных веществ и
правонарушений родителей.
•
Орган Опеки и Попечительства местной администрации МО
Измайловский округ г. Санкт-Петербурга.
•
СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ЦСПСиД)».
•
СПб ДПО ГБУЗ ГП №24 «Городская Поликлиника №24» по вопросам
выявления заболеваний у воспитанников и оказания своевременной
медицинской
помощи,
а
также
организации
оздоровительнопрофилактических мероприятий.
•
Совместная деятельность с общеобразовательными организациями,
города Санкт-Петербурга по передаче необходимой информации о
неблагополучии в семьях выпускников дошкольных образовательных
организаций
в
целях
непрерывного
социально-педагогического
сопровождения.
4.7.2. Внутриведомственное:
•
между специалистами, осуществляющими профилактическую работу
по вопросам обмена информацией.
•
Между воспитателем и специалистами по вопросам осуществления
комплексного психолого-педагогического сопровождения.
5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении
5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении в Учреждении предусматривает наличие обязательной
документации:
5.1.1 Приказ о создании комиссии по работе с семьями, находящимися в
социально опасном положении;
5.1.2. Положение об организации работы с неблагополучными семьями
(семьи, находящиеся: в социально-опасном положении и семьи социального
риска) в Государственном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детском саду комбинированного вида №118 Адмиралтейского
района СПб.
5.1.3. План работы комиссии о профилактике с семьями и детьми,
находящимися в социально опасном положении.
5.1.4. Журнал учета поступивших сведений о несовершеннолетних (семьях),
оказавшихся в социально опасном положении.
5.1.5. Представление на постановку (снятии) на внутренний учёт
(Приложение №1, 2).
5.1.6 Учетная карта воспитанника (семьи), находящаяся в социально опасном
положении (Приложение №3).
5.1.7. Протокол заседания Комиссии (Приложение №4).
5.1.8. План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей
(Приложение №5).
5.1.9. Журнал регистрации постановки на учет и снятие с учета семей,
находящихся в социально опасном положении (Приложение №6).
5.1.10.
Журнал
регистрации
случаев
жестокого
обращения
с
несовершеннолетними (Приложение №7).
Приложение №1 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении
Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ХОДАТАЙСТВО
о рассмотрении вопроса на Педагогическом совете постановки
на внутренний учет ГБДОУ детский сад комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
семьи _____________________________________________________________
На основании______________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение (подтверждающие документы):
1.
2.
3.
Общественный инспектор _________ Подпись _______________Расшифровка подписи
Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ХОДАТАЙСТВО
о рассмотрении вопроса на Педагогическом совете снятия с внутреннего
учета ГБДОУ детский сад комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
семьи ____________________________________________________________
Основания для снятия с учета_________________________________________
Приложение (подтверждающие документы):
1.
2.
3.
Общественный инспектор ___________Подпись _______________Расшифровка подписи
Приложение №2 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении
Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на постановку на внутренний учет в образовательном учреждении
семьи _____________________________________________________________
На основании ______________________________________________________
__________________________________________________________________
считаем необходимым поставить на внутренний учет в образовательном
учреждении
года
Представление
рассмотрено
на
Педсовете
«___»_________202__г.
протокол
№____,
решение___________________________________________________________
__________________________________________________________________
С
решением
ознакомлены
(подпись
родителей
с
расшифровкой)_____________________________________________________
Общественный инспектор ____________ Подпись _______________Расшифровка подписи
Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на снятие с внутреннего учета в образовательном учреждении
семьи _____________________________________________________________
Основания для снятия с учета:_______________________________
__________________________________________________________________
Решение
_________________________________________________________________
Представление рассмотрено на Педсовете «___»_________202__г. протокол
№____,
С решением ознакомлены (подпись родителей) _________________________
Общественный инспектор ___________ Подпись _______________Расшифровка подписи
Приложение №3 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении
Учетная карточка воспитанника (семьи)
Фамилия имя отчество воспитанника______________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Род занятий (какую группу посещает) ____________________________________________
Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
Ф.И.О., год рождения Степень родства с
Проживает
ребенком
постоянно/временно/,
не проживает
Участвует/не
участвует в
воспитании
и содержании
ребенка
Сведения об иных родственниках ребенка _________________________________________
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)
Социальный статус семьи (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,
опекунская, один (оба) родитель инвалид, с детьми-инвалидами др.) ___________________
_____________________________________________________________________________
Стиль воспитания ____________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (подчеркнуть):
- атмосфера в семье дружелюбная, теплая;
- отношения близкие, доверительные;
- отношения отчужденные;
- взаимопонимание ребенка с родителями;
- отсутствие взаимопонимания;
- иное ________________________________________________________________________
Характеристика ЖБУ семьи ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата, причины, основание постановки на учет в ДОУ
_____________________________________________________________________________
Основания и дата снятия с учета несовершеннолетнего
_____________________________________________________________________________
Дата заполнения и регистрационный номер________________________________________
Председатель Комиссии __________Подпись ___________________Расшифровка
Приложение №4 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении
ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии по работе с семьями, находящимися
в социально- опасном положении
от «____»_______________20_____г.
№ ________
Всего членов Комиссии ___________
Присутствовали:
Председатель ___________________________________________
Секретарь ______________________________________________
Члены Комиссии: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приглашены:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Повестка дня
1. __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход заседания
1. По первому вопросу слушали:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Решили:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. По второму вопросу слушали:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Решили:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контроль за выполнением решения возложить на ___________________________________
Председатель ____________ _____________________
подпись
расшифровка
Секретарь ____________ _____________________
подпись
расшифровка
С решением ознакомлены: ____________ _____________________
подпись
____________ _____________________
подпись
расшифровка
____________ _____________________
подпись
расшифровка
расшифровка
Приложение №5 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении
План
индивидуальной профилактической работы с семьей,
находящейся в социально опасном положении
№
п/п
Направление работы
Сроки исполнения
Ответственные
за выполнения
Приложение №6 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ И СНЯТИЕ С УЧЕТА
СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
№
п/п
ФИО родителей,
дата рождения
ФИО
ребенка,
дата
рождения,
группа
Другие
несовершеннолетние
дети в семье: ФИО,
дата рождения, (№
школы, сад,
неорганизованные)
Домашний
адрес
Дата и
основания
постановки
на учет
Дата и
основания
снятия с
учета
Приложение №7 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
№
п\п
Дата
Ф.И.О.
обучающегося, в
отношении
которого
допущено
жестокое
обращение (дата
рождения),
группа
Время и место
происшествия
Ф.И.О.
родителей
(законных
представителей)
Вид
жестокого
обращения,
его краткое
описание (кто
и где
допустил факт
жестокого
обращения)
Меры, принятые в
соответствии с
Порядком
взаимодействия
(сроки,
ответственные
лица, куда
сообщили или
обращались)
Результат