ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы с неблагополучными семьями

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
_____________________________________________________________________________________
Санкт-Петербург, 190005, Измайловский проспект, дом 18 литер В. телефон 8 (812) 251-58-10,

ПРИНЯТО
решением Общего собрания
работников Образовательного
учреждения
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида № 118
Адмиралтейского района СПб
протокол от: «29» августа 2025г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Заведующим.
ГБДОУ детского сада
комбинированного вида № 118
Адмиралтейского района СПб
Колесовой Е.В.
Приказ № 45/2-р «29» августа 2025г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации работы с неблагополучными семьями, находящимися
в социально-опасном положении и семьями социального риска
в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду комбинированного вида №118
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург
2025г.

ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В
СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении (далее Положение) разработано для Государственного
бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада
комбинированного вида №118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (в
дальнейшем – Учреждение) в соответствии с:
• Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.;
• Федеральным законом Российской Федерации «Об основах системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999г.
• Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017г. № 240 «Об
объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
• Распоряжение от 18.01.2016г. №2-р «Об утверждении порядка
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Санкт-Петербурга
при
организации
индивидуальной
профилактической работы с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении».
• Законом Санкт-Петербурга от 08.05.2007 № 160-32 «О комиссиях по
делам несовершеннолетних и защите их прав»;
• Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 № 695
«О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022
годы»;
• Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2014 №
1243 «Об организации деятельности комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав»;
• Уставом Учреждения.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность Учреждения по раннему
выявлению семейного неблагополучия и организацию социального
взаимодействия с семьями, находящихся в социально опасном положении,
трудной жизненной ситуации, защиты законных прав и интересов
несовершеннолетних.
1.3. Срок действия Положения до принятия нового.

2. Цели и задачи работы по выявлению семейного неблагополучия,
организации работы с семьями, находящимися в социально опасном
положении
2.1. Целью деятельности работы с семьями, находящимися в социально
опасном положении, трудной жизненной ситуации в Учреждении, являются
изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до
стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью
в социально опасное положение.
2.2. Основными задачами деятельности Учреждения по выявлению и учёту
семейного неблагополучия являются:
• выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению
прав и законных интересов несовершеннолетних;
• предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и
иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
• оказание социально –– педагогической помощи несовершеннолетним;
• проведение профилактической работы с семьями, находящихся в
социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.
2.3 Деятельность Комиссия по работе с неблагополучными семьями
основывается на принципах:
•
законности,
демократизма
и
гуманного
отношения
к
несовершеннолетним;
•
индивидуального подхода к несовершеннолетним и их семьям;

•

соблюдения конфиденциальности полученной информации;

•
обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за
нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.4. Комиссия по работе с неблагополучными семьями - это коллегиальный
орган, целью которого является планирование, организация и осуществление
контроля за проведением первичной, ранней профилактики социально
опасных явлений (безнадзорности, антиобщественных действий), коррекции
и реабилитации социально опасного положения и социального сиротства.
3. Порядок выявления факта семейного неблагополучия
3.1. Основаниями для постановки на учет семей являются:
3.1.1. Длительное отсутствие (пропуски) ребенка в детском саду без
уважительной причины;
3.1.2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными
представителями), иными представителями (опекунами, попечителями
несовершеннолетних) своих обязанностей по жизнеобеспечению детей
(отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания,
несоблюдение санитарно – гигиенических условий, попустительство
вредным привычкам несовершеннолетнего – алкоголизм, наркомания и т.д.).

3.1.3. Злоупотребление родителями
(законными представителями)
спиртными напитками, употребление наркотических (психотропных)
веществ, аморальный образ жизни;
3.1.4.
Вовлечение
несовершеннолетних
в
противоправные
или
антиобщественные
действия
(попрошайничество,
бродяжничество,
проституция и т.д.)
3.1.5. Наличие признаков жестокого обращения с несовершеннолетними
(признаки физического, психического сексуального и иного насилия) со
стороны родителей (законных представителей).
3.2. Категории семей и детей, требующих особого внимания в Учреждении:
•
особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные
психические состояния и поведение ребенка (утомленный, сонный вид,
опухшие веки, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, низкая
масса тела и т.д.)
•
дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);
•
семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
•
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у
родителей,
иных
законных
представителей,
места
проживания,
неудовлетворительные жилищные условия);
•
отсутствие связи с Учреждением, невнимание родителей к успехам
ребёнка;
•
смерть одного из родителей (законных представителей);
•
уход отца/ матери из семьи, развод родителей (законных
представителей);
•
постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между
детьми и родителями (законными представителями);
•
семьи, использующие неконструктивные методы воспитания;
•
семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет;
•
семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического
развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы;
•
семьи, в составе которых один из родителей инвалид I или II группы;
•
возвращение родителей (законных представителей) из мест лишения
свободы.
3.3. Основными источниками сбора и систематизация информации о
нарушениях прав несовершеннолетнего являются:
•
результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам
•
несовершеннолетних и защите их прав;
•
информация должностных лиц ГБДОУ;
•
заявления родственников;
•
обращения несовершеннолетних (жалобы детей).

4. Порядок организация работы с семьями, находящимися
в социально опасном положении
4.1. На основании поступившего сообщения от источников, указанных в п.
3.3, о нарушениях прав несовершеннолетнего, в Учреждении проводятся
следующие мероприятия:
4.1.1. Создается Комиссия по работе с неблагополучными семьями;
4.1.2. Решение о постановке на внутренний учет семей принимает Комиссия
на основании письменного ходатайства воспитателя или общественного
инспектора по охране прав детства о рассмотрении вопроса постановки
(снятия) на внутренний учет в Учреждении семьи несовершеннолетнего с
учетом всех собранных материалов (характеристики на семью и др.);
4.1.3. В случае поставки семьи на внутренний учет Учреждения, членами
комиссии осуществляется оформление документов в соответствии с п.5.1.
настоящего Положения.
4.1.4. В состав Комиссии по работе с неблагополучными семьями входят:
•
Заведующий образовательного учреждения
•
педагог-психолог
•
логопед
На заседания Комиссии по работе с неблагополучными семьями могут
приглашаться и другие специалисты, воспитатели, родители (законные
представители) воспитанников, представители общественности.
4.1.5. Общее руководство деятельностью Комиссии по работе с
неблагополучными семьями осуществляет председатель в лице Заведующего
образовательного учреждения.
4.2. В случае усугубления семейного неблагополучия осуществляется
передача сведений о семье, несовершеннолетнем в комиссию по делам
несовершеннолетних.
4.3. Профилактическая работа Учреждения с неблагополучными семьями
осуществляется по определенному алгоритму действий:
4.3.1. Профилактическая работа по предупреждению социально опасных
ситуаций в семьях с целью стабилизации внутрисемейных отношений на
ранних стадиях семейного неблагополучия;
4.3.2.
Выработка
плана
по
осуществлению
индивидуальной
профилактической работы (ИПР) с неблагополучной семьёй, состоящей на
внутреннем учете;
4.3.3. Анализ работы семьёй с целью прогнозирования ситуации,
планирование деятельности субъектов взаимодействия, принятия мер к
родителям (законным представителям), не исполняющим обязанности по
воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.
4.4. Семья находится на внутреннем учете Учреждения то количество
времени, которое определяет Комиссия (до выравнивания ситуации и
принятия решения по этому поводу).

4.5. Решение о снятии с учета семьи принимается в случае эффективного
результата проведённых мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению
или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет,
на основании письменного представления председателя Комиссии.
4.6. С целью раннего выявления семей, находящимися в социально опасном
положении вновь пришедших воспитанников проводится опрос родителей в
форме анкетирования.
4.7. Взаимодействие Комиссия по работе с неблагополучными семьями.
4.7.1. Межведомственное взаимодействие:
•
Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по
вопросам своевременного информирования по выявлению жестокого
обращения с детьми, злоупотреблению психоактивных веществ и
правонарушений родителей.
•
Орган Опеки и Попечительства местной администрации МО
Измайловский округ г. Санкт-Петербурга.
•
СПб ГБУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (ЦСПСиД)».
•
СПб ДПО ГБУЗ ГП №24 «Городская Поликлиника №24» по вопросам
выявления заболеваний у воспитанников и оказания своевременной
медицинской
помощи,
а
также
организации
оздоровительнопрофилактических мероприятий.
•
Совместная деятельность с общеобразовательными организациями,
города Санкт-Петербурга по передаче необходимой информации о
неблагополучии в семьях выпускников дошкольных образовательных
организаций
в
целях
непрерывного
социально-педагогического
сопровождения.
4.7.2. Внутриведомственное:

•
между специалистами, осуществляющими профилактическую работу
по вопросам обмена информацией.
•
Между воспитателем и специалистами по вопросам осуществления
комплексного психолого-педагогического сопровождения.
5. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении
5.1. Делопроизводство в работе с семьями, находящимися в социально
опасном положении в Учреждении предусматривает наличие обязательной
документации:
5.1.1 Приказ о создании комиссии по работе с семьями, находящимися в
социально опасном положении;
5.1.2. Положение об организации работы с неблагополучными семьями
(семьи, находящиеся: в социально-опасном положении и семьи социального
риска) в Государственном бюджетном дошкольном образовательном

учреждении детском саду комбинированного вида №118 Адмиралтейского
района СПб.
5.1.3. План работы комиссии о профилактике с семьями и детьми,
находящимися в социально опасном положении.
5.1.4. Журнал учета поступивших сведений о несовершеннолетних (семьях),
оказавшихся в социально опасном положении.
5.1.5. Представление на постановку (снятии) на внутренний учёт
(Приложение №1, 2).
5.1.6 Учетная карта воспитанника (семьи), находящаяся в социально опасном
положении (Приложение №3).
5.1.7. Протокол заседания Комиссии (Приложение №4).
5.1.8. План индивидуальной профилактической работы (ИПР) с семьей
(Приложение №5).
5.1.9. Журнал регистрации постановки на учет и снятие с учета семей,
находящихся в социально опасном положении (Приложение №6).
5.1.10.
Журнал
регистрации
случаев
жестокого
обращения
с
несовершеннолетними (Приложение №7).

Приложение №1 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении

Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ХОДАТАЙСТВО
о рассмотрении вопроса на Педагогическом совете постановки
на внутренний учет ГБДОУ детский сад комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб

семьи _____________________________________________________________
На основании______________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение (подтверждающие документы):
1.
2.
3.
Общественный инспектор _________ Подпись _______________Расшифровка подписи

Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ХОДАТАЙСТВО
о рассмотрении вопроса на Педагогическом совете снятия с внутреннего
учета ГБДОУ детский сад комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб

семьи ____________________________________________________________
Основания для снятия с учета_________________________________________
Приложение (подтверждающие документы):
1.
2.
3.
Общественный инспектор ___________Подпись _______________Расшифровка подписи

Приложение №2 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении

Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на постановку на внутренний учет в образовательном учреждении
семьи _____________________________________________________________
На основании ______________________________________________________
__________________________________________________________________
считаем необходимым поставить на внутренний учет в образовательном
учреждении
года
Представление
рассмотрено
на
Педсовете
«___»_________202__г.
протокол
№____,
решение___________________________________________________________
__________________________________________________________________
С
решением
ознакомлены
(подпись
родителей
с
расшифровкой)_____________________________________________________
Общественный инспектор ____________ Подпись _______________Расшифровка подписи

Заведующему
ГБДОУ детский сад
комбинированного вида №118
Адмиралтейского района СПб
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
на снятие с внутреннего учета в образовательном учреждении
семьи _____________________________________________________________
Основания для снятия с учета:_______________________________
__________________________________________________________________
Решение
_________________________________________________________________
Представление рассмотрено на Педсовете «___»_________202__г. протокол
№____,
С решением ознакомлены (подпись родителей) _________________________
Общественный инспектор ___________ Подпись _______________Расшифровка подписи

Приложение №3 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении

Учетная карточка воспитанника (семьи)
Фамилия имя отчество воспитанника______________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________
Домашний адрес_______________________________________________________________
Род занятий (какую группу посещает) ____________________________________________
Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
Ф.И.О., год рождения Степень родства с
Проживает
ребенком
постоянно/временно/,
не проживает

Участвует/не
участвует в
воспитании
и содержании
ребенка

Сведения об иных родственниках ребенка _________________________________________
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии) степень родства, место жительства)

Социальный статус семьи (полная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная,
опекунская, один (оба) родитель инвалид, с детьми-инвалидами др.) ___________________
_____________________________________________________________________________
Стиль воспитания ____________________________________________________________
Взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи (подчеркнуть):
- атмосфера в семье дружелюбная, теплая;
- отношения близкие, доверительные;
- отношения отчужденные;
- взаимопонимание ребенка с родителями;
- отсутствие взаимопонимания;
- иное ________________________________________________________________________
Характеристика ЖБУ семьи ____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дата, причины, основание постановки на учет в ДОУ
_____________________________________________________________________________
Основания и дата снятия с учета несовершеннолетнего
_____________________________________________________________________________
Дата заполнения и регистрационный номер________________________________________
Председатель Комиссии __________Подпись ___________________Расшифровка

Приложение №4 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении

ПРОТОКОЛ
заседания Комиссии по работе с семьями, находящимися
в социально- опасном положении
от «____»_______________20_____г.

№ ________

Всего членов Комиссии ___________
Присутствовали:
Председатель ___________________________________________
Секретарь ______________________________________________
Члены Комиссии: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приглашены:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Повестка дня
1. __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход заседания
1. По первому вопросу слушали:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Решили:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. По второму вопросу слушали:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Решили:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контроль за выполнением решения возложить на ___________________________________
Председатель ____________ _____________________
подпись

расшифровка

Секретарь ____________ _____________________
подпись

расшифровка

С решением ознакомлены: ____________ _____________________
подпись

____________ _____________________
подпись

расшифровка

____________ _____________________
подпись

расшифровка

расшифровка

Приложение №5 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении

План
индивидуальной профилактической работы с семьей,
находящейся в социально опасном положении

№
п/п

Направление работы

Сроки исполнения

Ответственные
за выполнения

Приложение №6 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ И СНЯТИЕ С УЧЕТА
СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
№
п/п

ФИО родителей,
дата рождения

ФИО
ребенка,
дата
рождения,
группа

Другие
несовершеннолетние
дети в семье: ФИО,
дата рождения, (№
школы, сад,
неорганизованные)

Домашний
адрес

Дата и
основания
постановки
на учет

Дата и
основания
снятия с
учета

Приложение №7 к Положению о работе
с семьями, находящимися в социально
опасном положении

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

№
п\п

Дата

Ф.И.О.
обучающегося, в
отношении
которого
допущено
жестокое
обращение (дата
рождения),
группа

Время и место
происшествия

Ф.И.О.
родителей
(законных
представителей)

Вид
жестокого
обращения,
его краткое
описание (кто
и где
допустил факт
жестокого
обращения)

Меры, принятые в
соответствии с
Порядком
взаимодействия
(сроки,
ответственные
лица, куда
сообщили или
обращались)

Результат


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».