1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации методической работы в государственном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад компенсирующего вида
№ 118 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (далее - Положение) регламентирует
деятельность работы методической работы в образовательной организации.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 27,
пункт 20, часть 3, статьи 28).
1.3. Положение об организации методической работы определяет цели, задачи,
формы организации методической работы образовательной организации, способы
получения информации
о
современных
научно-педагогических
концепциях,
педагогических идеях и методических формах организации образовательного процесса,
способствует изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
2. Цель и задачи методической работы в ДО
2.1. Цель методической работы - создание условий для непрерывного повышения
педагогической культуры и профессиональной компетенции педагогических работников,
улучшения качества образовательного процесса в ДО.
2.2. Задачи методической работы в образовательной организации:
- Оперативное реагирование на запросы педагогов по насущным педагогическим
проблемам. Знакомство с достижениями педагогической науки и педагогической практики,
новыми педагогическими технологиями с целью применения этих знаний для анализа
и самоанализа педагогической деятельности.
- Организация системы методической работы с целью развития педагогического
творчества и самореализации инициативы педагогов.
- Пополнение информационного педагогического банка данных о педагогическом
опыте через обобщение и изучение опыта работы своих коллег.
- Организация рефлексивной деятельности педагогов в ходе анализа педагогической
деятельности и выработки путей решения педагогических проблем и затруднений.
- Оказание методической помощи воспитателям.
- Анализ и обобщение педагогических достижений и способов их получения
в собственном опыте, обобщение опыта педагогов, работающих по одной проблеме.
- Создание собственных методических разработок, адаптация и модификация
традиционных методик, индивидуальных технологий и программ.
- Вооружение педагогов образовательной организации наиболее эффективными
формами организации образовательного процесса, анализа, экспертизы педагогической
деятельности и деятельности воспитанников в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
3. Функции методической работы
3.1. Функции методической работы в ДО:
- информационная – направлена на сбор и обработку информации по проблемным
вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по
актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;
- аналитическая – направлена на изучение фактического состояния методической
работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения
целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих
механизмов по ее совершенствованию;
- планово-прогностическая – основа деятельности методической работы
учреждения. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку
планов по ее достижению;
- проектировочная – направлена на разработку содержания и создание различных
проектов деятельности ДО;
-организационно-координационная должна учитывать на основе данных проблемно
ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать
возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции;
- обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного
педагога в осуществлении образовательного процесса, т.е. вооружение педагога
актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а
также необходимых для педагога свойств и качеств личности;
- контрольно-диагностическая занимает особое место в методической работе и
реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить
соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.
3.2. Функции методической работы по отношению к педагогическому коллективу
ДО:
- совершенствование педагогической деятельности;
- обновление программного обеспечения образовательного процесса;
- ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки
и практики;
- внедрение в практику учреждения достижения передового педагогического опыта.
4. Направления методической работы
4.1. Методическая работа осуществляется по четырём ведущим направлениям:
Научно-методическая
работа
Диагностическая работа
Информационнометодическая работа
Организационнометодическая работа
Научно-методическая работа включает:
- выявление, изучение и обобщение на технологическом уровне педагогического
опыта;
-выявление затруднений дидактического и методического характера в
образовательном процессе и подготовка мероприятий по их устранению;
-осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих
экспериментальную работу;
- аналитико-обобщающая деятельность по организации учета педагогических кадров
ГБДОУ;
-осуществление планово-прогностической деятельности для организации
функционирования ГБДОУ в режиме развития (разработка концепции, комплексноцелевой программы ГБДОУ);
-адаптирование новых педагогических технологий и методик обучения в связи с
обновлением содержания дошкольного образования;
-определение направленной опытно-экспериментальной (исследовательской)
работы;
2
-составление методических рекомендаций по использованию наиболее
эффективных методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие общения,
игровой деятельности, познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Информационно-методическая работа включает :
-формирование банка педагогической нормативно-правовой и методической
информации;
-обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных
потребностей работников;
-содействие повышению квалификации педагогических работников;
-формирование фонда обучающих видеофильмов и других аудиовизуальных средств
обучения по образовательным областям для проведения образовательной деятельности;
-организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к
ним;
-обеспечение фондов учебно-методической литературы.
Организационно-методическая работа включает:
-участие в подготовке и проведении научно-практических конференций,
педагогических чтений и семинаров.
-подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического
мастерства педагогических работников.
-сбор, обработка и анализ информации о результатах воспитательной работы.
-мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной
работы.
-организация постоянно действующих семинаров по инновациям.
-изучение и анализ состояния и результатов методической работы, определение
направлений ее совершенствования.
-прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и
профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников
образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в
системе непрерывного образования.
Диагностическая работа включает:
-изучение, подбор и разработка материалов по диагностике деятельности педагогов
и детей.
- изучение индивидуальных особенностей ребенка в процессе его развития.
- комплексное оценивание педагогической деятельности и изучение потенциальных
возможностей работников ДО.
-выявление обобщение и распространение передового педагогического опыта.
-осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-образовательного
процесса, его качества.
-оценка результативности педагогического процесса в ДО.
5. Формы организации методической работы
5.1. В ГБДОУ детский сад компенсирующего вида № 118 Адмиралтейского района
СПб предусмотрены следующие формы организации методической работы
-семинар;
-педагогический час;
-методический кабинет, в том числе электронный методический кабинет;
-фестивали педагогических идей: калейдоскоп идей;
-дискуссия;
-деловая игра;
-тренинг;
3
-наставничество;
- педагогическая мастерская;
-издательская деятельность;
-работа творческих групп, рабочих групп.
6. Руководитель и участники методической работы
6.1. Основными участниками методической работы в ДО являются:
- воспитатели;
- специалисты
- старший воспитатель.
6.2. Руководителем методической работы в ДО может быть:
-методист;
-старший воспитатель;
- заместитель заведующего по образовательной работе;
- представитель администрации ДО, временно исполняющий обязанности
методиста ДО
7. Компетенция руководителя методической работы и обязанности участников
методической работы
7.1. Воспитатели и специалисты:
- участвуют в работе районных методических объединений;
- обсуждают педагогические проблемы и анализируют педагогическую деятельность
на основе изучения своей работы и работы своих коллег;
- участвуют в выборах руководителей творческой группы;
- работают по собственным методикам, технологиям, программам (если таковые
обсуждены на педагогическом совете и допущены к использованию);
7.2. Руководитель методической работы:
- определяет порядок работы всех форм методической работы;
- координирует деятельность различных методических мероприятий;
- контролирует эффективность деятельности методической работы;
- проводит аналитические исследования деятельности творческой группы.
8. Документация методической работы
8.1. Методическая работа в ДО оформляется (фиксируется) документально форме, в
виде: - протоколов заседаний педагогических советов;
-годового плана работы ГБДОУ;
-планов работы рабочих и творческих групп;
-планов и разработок методических мероприятий;
- презентаций педагогов в электронном банке данных;
-аналитических справок по вопросам качества образования;
-разработанных модифицированных, адаптированных методик, индивидуальных
технологий и программ;
- обобщенных материалов о системе работы педагогов ДО.
8.2. Документация храниться в методическом кабинете ДО. Срок хранения
методической документации – в соответствии с номенклатурой дел ДО.
4